БоНоПо-2014 (Поперечная-Поворотная-Крутая-Ольховая)

Дата события:
1-4.11.2014

На ноябрьских каникулах прошел традиционный поход Гринтура - БоНоПо (Большой Ноябрьский Поход). В нём приняли участие 23 человека - и опытные походники, и новички - участники Школы пешеходного туризма Гринтура. Так как мероприятие было интересно для многих, то часть желающих рукпох (Саша Чернавин) даже не брал - и чтобы группа не превратилась в табор, и чтобы совсем слабые участники не тормозили движение. Мы с Ильей откровенно напросились, так как неважно посещали теорию и были только на одной практике школы. Но так как мы имели всю снарягу и некоторый опыт походов, то нас взяли.

Текст и фото взято с: http://vernandi.livejournal.com/15348.html

Вступление закончено, перехожу к рассказу о походе.

Нулевой день, 31 октября.
Тропой светлячков

В пятницу вечером участники собираются в школе Гринтура. Все с рюкзаками, в походной одежде и с хорошим настроением )

Сидим, ждем автобус. Рассказываем друг другу кто что взял в поход, кто что забыл. Наконец все собрались, садимся в автобус, едем, смотрим "Операцию Ы", "Ивана Васильевича" и "Кавказскую пленницу", ржем как в первый раз )

Уже ночью приезжаем на место - эстакада вблизи реки Грибной. Вдоль этой реки пройдет начало нашего будущего похода. А пока что это просто шум воды в темноте и дорога, высвечиваемая всполохами фонариков. Через несколько метров доходим до брода. Разуваться никому не хочется, но делать нечего. Ночь теплая, вода теплая, перекат не выше колена - и группа цепочкой светлячков тянется по броду, шлепая босыми ногами по камням.

Отойдя немного от брода, нашли ровное место между дорогой и рекой, там и поставили палатки. Часа в два ночи все уже были готовы ко сну, на том мой день и закончился.

Первый день, 1 ноября.
Бег от воды в поисках воды.

Поход у нас учебный, поэтому всё продумано и расписано по полочкам. По раскладке закуплены продукты, роздано общественное снаряжение (тенты, топоры, пилы, котлы) и составлен график дежурств по костру. По этому графику, этим утром мы с Ильей и рукпохом дежурим. Встаем в 6 утра - казалось бы, рано, но благодаря свежему горному воздуху ощущается только бодрость и радость. Завариваем чай, готовим бутерброды со шпротами, сыр, печенье, конфеты. Потихоньку к костру подтягивается, позевывая, народ, разбирает еду, и уходит паковать вещи.

Утро теплое, погода хорошая, народ не уставший, поэтому все быстро собираются и выдвигаются.

Шли мы так недолго. Вскоре дорогу пересекла река. Брод - как оказалось впоследствии, один из штук еще двадцати - мы сбились со счета на той дороге бродов. Они были бесконечны - мы только и шлепали по воде. И как мы только их не переходили - по нашей группе можно было делать наглядное пособие "Тысяча и один способ переправы брода" - разве только что навесы не вязали.

Мы переходили их в химзащите,

Перебрасывая бахилы с берега на берег.

Перепрыгивали по камням.

Переходили по бревнам.

Прыгали на палках.

И самое уникальное - чего наверняка нет в других группах - переезжали на Стасе )

Он неутомимо бегал от берега до берега, подставляя свою мужественную спину девичьей части группы. Стас - герой этого дня.

Периодически шел дождь, от которого тоже в ход шло всё - от дождевиков до... зонтов )

Наконец утомительные броды закончились, мы подошли к началу хребта. Так как это было последнее место в водой на маршруте до самого вечера, то группа опустилась на обед. Дежурные приготовили очень вкусный сырный суп (лапша + плавленый сыр кубиками + тушенка + морковь + лук).

Общественную поварежку забыли. Поэтому в руке у Оли самодельная поварежка, изготовленная Яриком из кружки и палки )

Покушали, попили чай, пора и в горы. Дождь закончился, идти было тепло и приятно. Первым на очереди был подъем на гору Поворотную. Его группа прошла очень хорошо - быстро и стойко шла вперед, и только на коротких привалах было видно, как тяжело дается путь вверх - когда даже не снимая рюкзаков люди падали как подкошенные )

Хотя у некоторых даже на привалах оставалось столько сил, что они неутомимо двигались и кувыркались (найди Улю на фото).

По дороге нашли брошенное зимовье - с буржуйкой, шиферной крышей и железной койкой.

Больше на подъеме не было ничего интересного. Пришли на вершину, облепили её цыганским табором.

Поклевали бруснику,

Полюбовались меняющимися облаками вокруг нас,

Отчетное окружение триангулятора

И мы двигаем дальше. Нам нужно пройти по хребту до горы Поворотной. Дорога очень легкая - совсем немного по лесу:

Много по лугам:

Перепада высот почти нет - идем по ровному. Быстро проходим гору Поворотную. Знаков на ней нет, вершина выражена не сильно, поэтому там не задерживаемся. Меж тем смеркалось, пополз туман.

Нам нужно было уже вставать на ночевку, но на хребтах нет воды, и мы пошли дальше - искать между Поворотной и Крутой мифическое озеро, которое находили только избранные единицы. Группа приуныла - темнело, многие устали, и хотели не идти, а есть, пить и спать. Темп движения резко упал, мы еле шли с постоянными остановками для ожидания хвоста.

Поднимали настроение только неунывающие спелеологи, горланящие песни, постоянно улыбающиеся и шутящие. Без них движение больше походило бы на траурную процессию.

Наконец, уже в полной темноте и тумане мы начали спуск к предполагаемому озеру.Спускались довольно долго, спуск был достаточно крутой и скользкий после дождя. В итоге, как это ни странно, мы таки нашли озеро. Группа была несказанно рада - наконец-то привал!
Мы быстро поставили палатки, дежурные приготовили нам лапшу с тушенкой, мы быстро поели и завалились спать. И еще довольно долго, просыпаясь ночью, я слышала голоса наших сов, которые всё болтали, гоготали и явно не собирались спать. Засыпала я с мыслью "хоть бы это были не дежурные и мне не пришлось скоро вставать".

Так прошел первый день похода.
Трек: http://connect.garmin.com/activity/625629992
Координаты озера (если кому надо): 43°21.980’N, 133°41.435’E

Второй день, 2 ноября.
Все состояния воды на наших шкурах.

Утро встретило нас шелестом дождя по крыше палатки. "Чееерт, как же не хочется вылазить в эту сырость и прохладу" - наверняка так думала не только я, одеваясь в палатке после побудки дежурных. Группа сурово взирала на мокрый лес, пугливо жалась с кружками под тентом и явно не хотела двигаться дальше.

Сборы были такие долгие, что собравшиеся начали мерзнуть и греться как могли. Я бегала фотала - хоть посмотрела на это таинственное озеро при свете дня.

Уля грелась, лазая по дереву:

Затем быстрое отчетное фото у озера, и мы начинаем путь:

После подъема выходим обратно на хребет, с которого мы спустились вчера. Хребет окутывает густой туман, моросит дождь, видимость невысока.

Рукпох командует нам идти гуськом и следить за тем, чтобы в группе не было разрывов.

Потихоньку поднимается ветер, холодает, и к вершине горы Крутой нас уже вовсю посыпает талым снегом.

Группа утепляется и ползет дальше - нас ждет обед на вершине Ольховой. По-прежнему туман, идем спина в спину, группа движется со скоростью контуженной улитки.

Я ужасно мерзну, потому что мерзляка и от такого движения не могу согреться. Надеваю свитер, шапку, постоянно машу руками чтобы согреться. Несмотря на это, настроение отличное - горы, поход, толпа дружественно народа - это ли не прекрасно? ) Это я и рукпох - улыбаемся на камеру и по жизни )

Медленно, но верно мы приближаемся к Ольховой. Обходим её вершину - нам сейчас не до пафосных фоток на фоне триангуляторов и крестов - группа мерзнет, устала, оступается на скользких камнях - лучше быстрее прийти на стоянку. Обход вершины по склону:

Этот участок отличился разнообразными камнями, часть которых нужно было проходить, цепляясь за скалы и микро-деревца на склоне. Думаю, группа с каждым новым шагом изобретала всё новые и новые эпитеты в адрес этого маршрута ))

Наконец мы у озера!

Часть группы устала и тупит у рюкзаков, часть предлагает не разводить обеды, а перекусить холодным и двигать к подножию Ольховой - в тепло. Рукпох делает ход конем и принимает решение вставать у озера на ночевку. Он разумно решает, что чем мокнуть под холодным дождем у подножия - лучше мерзнуть под сухим снегом на вершине.
На вершине же меж тем усиливается ветер и холод. Народ устало шарахается по поляне, настроение невеселое, группа потихоньку превращается в тыкву, потому что делать по такой погоде никому ничего особо не хочется. Только рукпох, пыша энергией, вооружает парней топорами и пилой, отправляет их на добычу дров, девушек на сбор мелких веток, дежурных на готовку обеда, и всех параллельно на установку палаток. Потихоньку настраивается быт - появляются дрова и еда.

Под тем же давлением рукпоха, натягивают тенты, сооружают второй костер для обогрева:

Дежурные приготовили очень вкусную гречку с тушенкой, все поели, и повеселели бы, если бы не постоянное ухудшение погоды. Ветер гоняет по ложбине снег, всё вокруг кружит пургой, холодает.

Группа жмется к костру и с тоской думает о том, что надо еще ставить палатки - окоченевшими руками на холодном ветру. Костер развели очень большой, но от него толку мало. Одежда около него нагревается, на неё падает снег, тат же тает и пропитывает насквозь влагой. Но мы всё равно стоим у костра, потому что здесь теплее чем там )

Вечереет, пурга усиливается. Группа кое-как поставила палатки, но особо не решается в них углубиться - ведь это означает отдалиться от живительного тепла. Только подбрасываем новое топливо в виде даже не бревен, а целых стволов )

Стемнело. Наш костер весело пионерил в ночи. Народ уныло стоял рядом, пытаясь согреться и обсохнуть. Только и были слышны негодования по поводу стреляющих елок и густого дыма, нещадно окутывающего нас.

Дежурных, которым по графику не посчастливилось готовить еду этим вечером, погнали к кухонному костру. Что они готовили, я не знаю - потому что пошла в палатку, приготовив тарелку и ожидая зова. Но то ли дежурные не ходили звать к палаткам, то ли я не услышала - в общем, наша палатка осталась без еды. Так и уснули. Спала я очень хорошо, на удивление не мерзла (в пуховых штанах, тонком пуховике и спальнике на -9, но я по жизни мерзляка). Температура была не морозной (градусов наверно 5-7 холода), и палатку замело снегом, что тоже было плюсом к теплу.

Вот так мы и пришли из осени в зиму - закончился второй день.
Трек: http://connect.garmin.com/activity/625629993

Третий день, 3 ноября.
Обратно из зимы в осень.

Утром за стенами палатки обнаружилась зимняя сказка - снег был на ветвях деревьев, на костре, на озере, на палатках, и летал вокруг в порывах ветра.

В этот день нам с Ильей нужно было покинуть группу и вечером быть во Владивостоке. Конечно, нам не хотелось сходить с маршрута - но ничего не попишешь. Так как дорога впереди была долгая, то по идее нам нужно было рано встать и быстро пойти в Монакино. Но, проснувшись по будильнику в 7-30, мы еще долго тупили в палатке. Сначала долго решали когда и как идем, потом еле обулись (ботинки в тамбуре палатки превратились в колодки, в которые не влазила нога). Потом ждали горячий чай и еду - не дождались, нарезали себе сами чего-то от общественной еды.

Группу решили не ожидаться - потому что многие не торопились покидать палатки и собираться в дорогу - все мерзли, кое-как обувались и бежали к костру греться и размораживать вставшую колом одежду. Мы же упаковали в негнущиеся рюкзаки замороженную палатку, влажные от конденсата спальники, банку общественной тушенки и пачку галет, и пошли домой.

Спускаться с Ольховой мы планировали два часа, но по факту путь длился аж на полчаса больше. Мы в первый раз оказались в походе в условиях снега, и не были готовы к тому что вместо тропы будет слой рыхлого снега по колено, скользкие камни под ним, сильный холодный ветер и полное отсутствие ориентиров для движения в первой половине спуска. Вот ты вышел на тропу, есть зарубка на дереве, а куда после этого двигаться - совершенно непонятно. Шли по азимуту и навигатору, оступаясь и падая.

Наконец вышли на узкий хребет, и дело пошло быстрее - не надо было искать дорогу - иди себе спокойно по хребту. В 13:30 вышли на дорогу. Там впереди из-за свежеповаленного поперек дороги дерева тоже была сказка - ни одного следа машин-людей, только деревья, согнувшиеся над дорогой под тяжестью снега.

Наконец мы пришли к броду. Первый раз в жизни я переходила по такому броду - в ледяной воде, и по снегу со льдом на берегах. Шла, глотая слезы и обещания впредь сидеть дома и смотреть телевизор. Но ничего страшного не случилось, ноги не отвалились и не отморозились - наоборот потом в ботинках им стало очень тепло и хорошо )

На втором броде нам повезло - группа рабочих как раз наводила там мост. Было положено одно толстое бревно, по которому мы и перешли. Нам спилили по деревцу для опоры - но они не понадобились - бревно было широкое и шершавое, идти можно было как по дороге. Возблагодарив за это небеса, мы порысили дальше. По времени мы явно не успевали - потому что до Монакино было еще около 20 км, а в 18 часов, то есть через 4 часа нам нужно было уже сидеть в электричке Партизанск-Владивосток. И о чудо - небеса еще раз улыбнулись нам. Нас догнал микрик с 4 парнями, возвращавшимися из тех краёв в Артем. У них были два места сзади, и они довезли нас до Артема, йуху! Поэтому в 18 часов мы сидели не в электричке в Партизанске, а в аэроэкспрессе в Артеме.

Пока мы ехали, погода несколько раз менялась. В районе Сергеевки и Казанки светило солнце и таяли лужи. На Серебряном перевале нас накрыло густым снегопадом. А в Артеме снова встретило ясное солнце и легкий ветерок.

Трек: http://connect.garmin.com/activity/625629994

Итоги.

Походный опыт у меня смешной - в основном велопоходы. Поэтому много нового ) Я в первый раз была в таком многолюдном походе - было интересно ощутить себя частью большой группы. Не всегда это у меня получалось, и порой я безрезультатно негодовала на смешную скорость движения. В первый раз ночевала в снегу - выводы: убирать ботинки в палатку или хотя бы расшнуровывать их вечером, и не пытаться сушиться в метель. Мне было очень приятно идти в одной группе с такими людьми, как спелеологи Антон и Уля (сумасшедшие энергетики, распевающие песни когда всем положено устать и упасть), как рукпох Саша (всегда находящий нужную шутку и историю для поднятия настроения), как завпрод Юра (не отлынивающий ни от какой работы, закупивший кучу продуктов и справедливо разгружающий группу), как Стас и Люба (на них просто всегда приятно смотреть). Порадовали девочки, которые уставали, порой ныли, но всё равно мужественно шли вперед. Традиционно принято хвалить лосей, которые прут вперед потому что они сильные и закаленные. Но у меня вызывает больше симпатии мужество слабых - которые могут преодолеть свою слабость и идти, даже еле переставляя ноги и с трудом дыша.

Из минусов - потеряла где-то телефон. Теперь придется покупать новый, восстанавливать симку, ыых :/

Итого поход очень понравился. Надеюсь, у группы остались такие же приятные впечатления о походе и о нас )

Все фотографии: https://plus.google.com/u/0/photos/101172531957754917812/albums/6077649844834403793